Энергоучет и энергосервис в бытовом секторе

 

261 ФЗНе секрет, что вопрос эффективного использования энергоресурсов в России стоит очень остро, и с каждым годом ситуация продолжает усугубляться, что существенно тормозит введение в эксплуатацию новых промышленных объектов, жилья, и других объектов. Особенно остро проблема энергоэффективности стоит не в промышленном секторе, а секторе бытового энергопотребления. Не будем останавливаться на причинах привычки расточительного использования ресурсов населением, так как в той или иной степени они известны каждому. О внедрении энергоэффективных технологий, стандартов и даже национальных приоритетах говорится много, но на практике это оказалось немного сложнее. Кардинальным шагом в направлении повышения энергоэффективноси можно считать принятие Федерального закона №261 от 23 ноября 2009 года об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации. В этом законе описаны основные пути ведущие к энергоэффективному использованию ресурсов, и государственное регулирование мероприятий, стимулирующих идти к энергосбережению.
Первым шагом к энергоэффективности должны быть мероприятия по составлению полной картины и пониманию ответственных органов и муниципальных властей о энергопотреблении конкретных потребителей и потерях на всех этапах доставки энергоресурсов до потребителя. Для этого вводится обязательная паспортизация объектов капитального строительства, в том числе и жилых домов. Информация о энергоэффективности будет доступна не только для контролирующих органов, но и для всех остальных граждан в сети Интернет.
В настоящее время все потери тепла, воды и электроэнергии рассчитываются из непонятных для населения значений. Устаревшие линии электропередач, старые трубопроводы или хищения электроэнергии, которые распространены в бытовом секторе – все это сегодня закладывается в тарифы сбытовых компаний, и оплачивается потребителем. Для решения вопроса более прозрачного формирования тарифов, решено устанавливать счетчики воды, электроэнергии газа и тепла как для балансного контроля, так и непосредственно у каждого потребителя. Пример такого построения системы контроля – садовые некоммерческие товарищества, оплачивающие электроэнергию как одно юридическое лицо. В перспективе таким же образом будет осуществляться учет электроэнергии и в поселениях индивидуального жилищного строительства и в жилых многоквартирных домах.
Наша компания неоднократно публиковала статьи, обосновывающие такой подход к учету энергоресурсов как единственный выход в сложившийся ситуации (последняя публикация - журнал ИСУП № 3(23)_2009). С 1 января 2010 года эти стремления подкреплены законодательно.

Как мы и были всегда уверены - работа по улучшению энергоэффективности начинается с организации учета энергоресурсов, а именно учета электроэнергии, воды, тепла и газа в жилом секторе. Для стимулирования организации учета энергоресурсов в бытовом секторе Законом предусматривается тарифная стимуляция - оплата ресурсов по счетчикам должна позволить экономить на энергоресурсах. Энергосбытовые организации обязаны установить такие тарифы, которые позволяют в короткие сроки окупать приборы учета воды, тепла и газа. Перевод на двухтарифные системы учета электроэнергии так же должен быть выгоден потребителям в финансовом плане.

Установка приборов учета энергии на «вводе» в жилой дом происходит за счет, управляющих компаний (УК) и ТСЖ, которые с недавнего времени функционируют в жилом секторе в обязательном порядке. Жильцы, при такой схеме учета, будут оплачивать счета за электроэнергию, тепло и воду по единым платежным квитанциям. Деньги за энергоресурсы будут аккумулироваться на счетах управляющих компаний и ТСЖ, после чего они будут оплачивать счета за энергоресурсы по единым счетчикам как один потребитель. На нашей практике такая схема учета энергоресурсов приводит к следующему:
1. Для энергосбытовых компаний упрощается учет энергоресурсов, так как в значительной степени сокращается количество абонентов (вместо 100-1000 физических лиц появляется одно юридическое – это УК или ТСЖ);
2. Для сетевых компаний или структур упрощаются схемы оценки потерь энергоресурсов;
3. Для города становятся боле ясными источники потерь энергоресурсов на всем протяжении их доставки до потребителя;
4. УК и ТСЖ получают возможность экономии значительных средств, которые могут быть направлены на повышение энергоэффективности для получения большей экономии, как для себя, так и для жильцов.

Для того чтобы управляющие компании начали процесс перевода энергопотребления на единые узлы учета в настоящее время созданы все предпосылки, такие как, возможности по экономию денежных средств и законодательная база и необходимость снижения расходов для потребителей. Наша компания предлагает воспользоваться готовыми решениями и опытом в решении этих задач, а именно:
- внедрение систем учета электроэнергии, которые позволяют перейти на двухтарифный учет постепенно, начиная с головного узла учета электроэнергии, который позволяет сразу начать экономить денежные средства до постепенного узлов учета отдельных потребителей;
- внедрение автоматизированных систем учета воды (АСКУВ), установка узел учета так же позволяет начать экономию, которая может быть направлена на постепенную установку счетчиков воды у потребителей;
- установку теплосчетчиков и систем экономии тепла, которые дают экономию до 50% денежных средств при условии хорошей тепловой защите здания (СНиП 23-02-2003);
- внедрение энергосберегающих технологий.

Все устанавливаемые нами приборы учета имеют возможности удаленного снятия показаний. Мы не предлагаем устаревших приборов учета, т.к. вместе со всеми нашими решениями мы поставляем специальное программное обеспечение, позволяющее упростить съем данных с поквартирных и вводных приборов учета (системы АСКУЭ, АСКУВ, АСКУТ), а так же наладить автоматизированную пересылку данных энергосбытовым компаниям и упростить расчет с жильцами.